ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Представленные записи аускультации сердца рекомендуется слушать ТОЛЬКО через хорошие наушники, тут подробнее об этом. Тут написано, как интерпретировать представленные спектральные фонокардиограммы. В колонке справа представлен архив сайта и оглавление. Представленные материалы могут быть полезными изучающим искусство аускультации сердца. По вопросам, которые не относятся к сути представленных материалов, можно писать по адресу ivshpakiv УЛИТКА gmail.com

Сокращения:
Т1 - первый тон сердца
Т2 - второй тон сердца
Т3 - третий тон сердца
Т4 - четвертый тон сердца. Пятый и далее автору не известен.

понедельник, 7 октября 2013 г.

Воспоминание о моем древнем студенческом кошмаре

Дело было почти двадцать лет назад. Я учился на третьем курсе Киевского медицинского университета. Началась пропедевтика внутренних болезней. Занятия у нас проходили в старинном здании киевской Больницы Водников. Имени нашего преподавателя я не помню. Это был тогда еще молодой человек. Носил он очки и ходил на работе в хирургическом костюме. Думаю, он не мало прочел старых книг по пропедевтике. Нам, студентам, казалось, что знает он чрезвычайно много. К сожалению, на занятиях он не столько объяснял, сколько спрашивал. Вероятно, сам он думал, что залог успеха студента в самостоятельном штудировании этих толстых томов. Словом, перед величественным входом во всю эту терапевтическую философию мы оказались совершенно не подготовленными. Да еще и под хмурым надзором человека, который не скрывал своего скепсиса по отношению к нашим возможностям. Коллега Хауз...
В тот день преподаватель велел нам взять стетоскопы (у меня был единственный в группе стетоскоп Рапапорта, которым я тогда понятия не имел, как пользоваться) и повел в отделение. Там он нас разбил на несколько групп. Каждой группе он поручил больного, причем каждого больного отобрал, преследуя коварную цель озадачить нас как можно больше. Велел каждому послушать внимательно, а потом рассказать, что именно каждый слышал. То есть не поставить диагноз, а просто описать аускультативную картину.
И вот я слушаю тучную старушку. Чтобы Вы поняли мои чувства, послушайте это:




Как Вы поняли, это не запись реальной аускультативной картины. Это полумузыкальное выражение аускультативного кошмара (вообще то оно включает в себя фрагмент реальной записи работы сердца с громким шумом тяжелой митральной недостаточности, который воспроизводится в разных направлениях и с разной скоростью). Когда я вспоминаю тот день, мне кажется, что я слышу примерно это. Тогда я не представлял, что через много лет буду только то и делать, что писать об аускультации сердца.

Сегодня я могу сказать, что физический диагноз в кардиологии — стройная и вполне лаконичная система. К сожалению, в мою студенческую бытность преподавали этот предмет не систематизировано и, в целом, на уровне знаний, доступных в сороковых годах прошлого века. На восполнение дефицита навыка, без которого я сейчас свою работу не представляю, потом ушли годы.

Думаю, что первый опыт аускультации сердца всегда по своему драматичен. Может быть кто – то еще пережил нечто подобное?

Комментариев нет:

Отправить комментарий